Татьяна Георгиевна Вельцен

Пост обновлен март 10

Родилась в городе Катта-Курган Самаркандской области в 1930 году. В 1945-1949 гг. училась в Ташкентском художественном училище, затем, в 1949-1955, на скульптурном отделении ИЖСА. Вместе с С.Е. Лебедевым переехала в Саратов и преподавала в Саратовском художественном училище с 1955 по 1960 год. С 1960 жила в Тамбове. Умерла в Тамбове в 1968 году.


Татьяна Георгиевна Вельцен

В Саратов Т.Г. Вельцен приехала в 1955 году, сразу после окончания ИЖСА вместе с С.Е. Лебедевым. За пять лет, до переезда в Тамбов, успела оставить в городе яркие произведения станковой и монументальной скульптуры.


Жанровый портрет и композиции из колхозной жизни – основные темы её творчества того времени. Работа Вельцен не осталась незамеченной. Небольшая доброжелательная заметка А. Киселёва сопровождалась фотографией скульптора за работой над «Каменщицей» – произведением, хранящимся сейчас в Радищевском музее. Скульптура выполнена в сером камне. Женская фигура в грубой форменной одежде вырезана с удивительным чувством меры. Сила воли, несгибаемость характера женщины в скульптуре не утрируются. «Неженская» профессия не делает из неё механизм или ходульную героиню. Вельцен посредством обработки камня, внимательному отношению к музыке линий тела и складок одежды, создаёт живой портрет, а не собирательный образ.


Как и Лебедев, Вельцен была увлечена в то время образами сильного характера, решительно устремлённого вперёд, не сомневающегося человека. О её работах, выставленных на очередной зональной выставке, И. Фомина писала: «Многообразием характеров отличаются скульптурные портреты, сделанные Т. Вельцен. На проходившей недавно выставке работ художников Поволжья наряду с другими её работами экспонировалась скульптура, изображающая голову студентки. Весь облик молодой девушки говорит о её богатой духовной жизни. Она вся в порыве, устремлена навстречу прекрасному будущему. Совсем иной образ создан той же Вельцен в портрете пожилой работницы. Решена эта скульптура тоже очень просто, с большой задушевностью. С увлечением работает сейчас Вельцен над интересно задуманной композицией "На уборке урожая". Предварительно подбирала типаж и изучала натуру во время своих поездок в колхозы, много работала над этюдами и эскизом, над совершенствованием формы произведений». (Коммунист. 1959. 18 июля)


В Саратове Вельцен успела проявить себя и в монументальной скульптуре. Фигура сварщика на входном портике Саратовского ВДНХ и двухметровая композиция «Механизатор и колхозница» в павильоне «Сельское хозяйство», по некоторым данным, являются её работами. Скульптуры не сохранились, как и облик этого района, но, судя по фотографиям, они достойно оформляли комплекс саратовской ВДНХ.

Каменщица. 1959. СГХМ Фотография экспозиции областной выставки 1960 года.


 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.