Евгений Фёдорович Тимофеев

Пост обновлен март 10

Родился в 1910 году в селе Калено Екатериновского района Саратовской губернии. С 1924 года был членом ВЛКСМ, но в 1930 исключён «за выезды в деревню Барановку в учебное время». В 1927-1931 годах учился на живописном отделении Саратовского государственного художественно-промышленного техникума. Являлся членом АХРР в 1931-1932. В 1935-1938 окончил подготовительные курсы живописного отделения Ленинградской Академии художеств. В это время, с 1932 по 1935, был курсантом, младшим командиром пулемётного взвода. Член Мордовского ССХ 1937-1939 годов. В 1939 стал членом Саратовского отделения Союза художников. В 1940 работал художником в клубе УНКВД им. Ф.Э. Дзержинского по Саратовской области. В 1941 служил рядовым в 32 стрелковом полку 19 стрелковой дивизии. После тяжёлого ранения в 1943-1945 годах работал художником в "Агит-окне" при Саратовском Горкоме ВКП/б. В 1948-1950 годах работал художником в Саратовском государственном научно-исследовательском институте восстановительной хирургии и ортопедии. Точная дата смерти неизвестна.


Евгений Фёдорович Тимофеев полноценного профессионального скульптурного образования не получил и творчески работал в равной степени в живописи, графике и скульптуре. Это нетрудно заметить в его монументальных произведениях, которых, несмотря на непрочный материал изготовления и время, сохранилось сравнительно много. Известно, что часть своих произведений он дарил городу, то есть выполнял работу бесплатно. Е.Ф. Тимофеева вспоминают как человека благородного, но в то же время импульсивного и чудаковатого. В скульптуре он работал очень неровно.


Одним из первых монументальных произведений этого скульптора стала серия из пяти горельефов для завода тяжёлого машиностроения. Пять больших скульптурных панно на сюжеты из революционной истории завода были созданы в 1939 году. В них Тимофеев рассказал историю завода от организации первой в городе социал-демократической группы в 1898 году, до борьбы с контрреволюцией в 1919. Стремление к сюжетности, к нарративу сохранилось и в более поздних работах скульптора. Тимофеев снабжает свои монументы исчерпывающим словесным комментарием на постаментах, более того, стремится развернуть повествование и в самой скульптуре.


В годы ВОВ много работал над агитплакатами в организованных им Саратовских "Агит-окнах". Из архивных документов следует, что Е.Ф. Тимофеев провёл на фронте 23 дня и вернулся откуда с контузией, которая сильно осложнила его жизнь, но работал он упорно и успел создать много.


События Великой Отечественной войны, как и революционные события, глубоко вошли в художественный мир Тимофеева. Любопытно сравнить исполненные скульптором в разные годы монументы героев войн: памятник И.С. Кутякову в селе Красная речка (1958), памятник Н.Г. Маркину в селе Маркино (до 1968) Пензенской области и А.И. Хользунову на заводе “Серп и Молот” в Саратове (1966). Это полуфигуры, поясные изображения на постаменте. С точки зрения производства – очень экономный вариант монументального сооружения, при этом не сильно теряющий в выразительности. Каждый монумент Тимофеев дополнил содержательной надписью, поработал над выразительной формой постамента. В каждом из них чувствуется несколько наивный, но безусловно искренний пафос художника, глубоко переживающего героический смысл воплощаемой им идеи. Тут Е.Ф. Тимофеев добился глубины и цельности каждого образа, но в некоторых других монументах даёт о себе знать конфликт простоты исполнения и преувеличенной, даже слегка напыщенной героики.


Надо объективно признать, что среди созданного Е. Тимофеевым встречаются также неожиданные и вряд ли эстетически полноценные вещи. К примеру, аллегорический памятник ветеранам 32-ой Саратовской стрелковой дивизии с пафосной фигурой указующей в сторону врага Матери-Родины, запутавшейся в своих пышных одеждах.


Разрушающийся сейчас в Пугачёве тимофеевский памятник героям гражданской войны представляет собой 4-х фигурную композицию группы революционеров, бьющихся с окружившими их врагами. Монумент был открыт в дни празднования 40-й годовщины Октября, то есть в одно время с открытием монумента В.И. Перфилова на Театральной площади. Наблюдение двух этих монументов одновременно не может не породить неприятных сравнений: отлитый из бронзы перфиловский монумент выглядит проработанным и продуманным, а бетонный тимофеевский – оплывшей копией первого. Выделяет его только характерный для Тимофеева декорированный медальонами и барельефными портретами постамент, демонстрирующий столь сильное у Тимофеева сюжетно-нарративное начало. Он стремится перечислением многочисленных деталей рассказать о случившемся бое, и чувствуется, как сильно художник ограничен в своём порыве материальной стороной скульптуры. Перфилов же, наоборот, сгущает предметность до эмблематической выразительности. Впрочем, необходимо заметить, что работал Тимофеев над этим памятником на общественных началах.


Несколько слов нужно сказать и о рисунках Е.Ф. Тимофеева. В собрании Радищевского музея хранятся два оригинальных рисунка скульптора, «Вокзальная площадь» и «Вид на Троицкий собор». Мягкой кистью, тушью по бумаге он очень тонко разрабатывает световоздушную среду, в которой архитектура трактуется как событие, праздник объёма в пространстве, а ершистые деревья и кусты похожи на её восторженных зрителей.


Известно слишком мало станковых произведений Тимофеева, чтобы судить об этой сфере его творчества. Но по широте творческого диапазона, энергичности в разработке избранных сюжетов, пламенной вере в силу искусства с этим заметным в Саратове скульптором мало кто может сравниться.


Горельефы для завода тяжёлого машиностроения. 1939. Саратов. Утрачены
Памятник А.И. Хользунову. 1966. Саратов
Памятник И.С. Кутякову. 1958. Красная речка, Пугачёвский район Саратовской области. Фото: oldsaratov.ru
Памятник Н. Маркину. 1968. с. Маркино, Пензенская область
Памятник героям Гражданской войны. 1957. Пугачёв, Саратовская область. Фото: oldsaratov.ru
Памятник героям Гражданской войны. 1957. Пугачёв, Саратовская область. Современный вид.
Вокзальная площадь. 1945. Бумага, тушь. 22,7х34,4. СГХМ

 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.