Владимир Степанович Старостенко

Пост обновлен июнь 8

Родился 31 марта 1933 года в Ашхабаде. Землетрясение 1948 года унесло жизни его отца и сестры. С матерью-инвалидом был вынужден переехать в Саратов, к родственникам. В 1949-1956 работал слесарем на заводе п/я 96. В эти же годы по совместительству работал форматором в Художественном фонде. С 1956 по 1960 год учился в Саратовском художественном училище. С 1960 года работал скульптором в Саратовском отделении Художественного фонда РСФСР. Умер в начале 1980-х годов.


Владимир Степанович Старостенко

Владимир Старостенко, несмотря на трудные жизненные обстоятельства, сумел добиться больших высот в скульптуре. Станковые и монументальные работы, преподавательская деятельность – всё это Владимир Степанович делал добросовестно и с максимальной отдачей.


Окончив Саратовское художественное училище в 1960 году, в 27 лет, он сразу стал работать скульптором в Художественном фонде. А уже в 1965 его работа «Студент Цой» выставлялась на Зональной выставке "Большая Волга", была доброжелательно отмечена критикой, а затем закуплена Радищевским музеем, где находится и сейчас. Этот погрудный портрет молодого человека изваян, по словам скульптора, в сланце, и сильнее всего в нём впечатляет то, как Старостенко проработал фактуру лица, волос, как условно решил обыграть одежду, акцентировав всё внимание на лице. Несколько удивительно, наблюдая такое юное лицо, читать в названии, что изображён студент. Впрочем, возможно, что и тут работает игра фактур, делая мягкие черты лица юноши вполне детскими.

Студент Цой. 1964. СГХМ им. А.Н. Радищева

Владимир Старостенко, ещё не будучи членом Союза Художников, с апреля 1964 по январь 1967 года был председателем скульптурной секции СХ. В бюро скульптурной секции так же входили И. Елин и А. Никитин. Это свидетельствует об активной общественной позиции скульптора, так как председатель скульптурной секции обязан был принимать активное участие в организации профессиональной жизни секции, следить за ходом выполнения работ. В это время скульптор занимал крошечную площадь в 12 м2 в скульптурных мастерских по ул. Радищева и работал не только в камне, но и в дереве.


В 1964 году, в одно время со «Студентом», Старостенко создал полуфантазийный портрет «Лесничий», пластичная манера исполнения которого говорит о свободном владении и этим прихотливым материалом. Мне доподлинно не известно, был ли прототип у этого лесничего, но характерность отдельных черт и выразительность всего облика наталкивает на мысль, что это свободный портрет, в котором Старостенко лишь оттолкнулся от натуры, чтобы, импровизируя, чувствовать себя увереннее.


Тремя годами позже в рельефе "Сон" Старостенко обратился к образу девушки-хиппи. Дитя природы с цветком на голове, девушка, прикрыв глаза, грезит. Конец 1960-х начало 70-х расцвет движения хиппи. Вряд ли разделяя их убеждения, Старостенко в этой работе пытался проникнуть в суть явления через красоту. Несколько отвлечённый, мечтательный образ чем-то похож на журнальную иллюстрацию, запечатлевшую расхожий мотив.



Так же в дереве Старостенко в 1974 исполнил портрет А.С. Пушкина. Сейчас он экспонируется в новом здании ТЮЗа. Это сложнейшая работа, в которой автору необходимо было быть очень точным, так как использовался цельный ствол дерева, и его волнистый корень был включён им в композицию в качестве кудрей и бакенбард Пушкина. Резьба по дереву Старостенко, пожалуй, одна из лучших среди саратовских авторов.

А.С. Пушкин. 1974. ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва, Саратов

По сравнению с ваянием, пластика его кажется менее эффектной, но подкупает своей правдивостью, точностью. «Птичница» 1968 года, «Портрет хирурга Б.В. Крапивина» 1973 года и полуфигурный портрет «Поэтесса» 1973 года были отлиты в гипсе. Их местонахождение в настоящий момент неизвестно, а по сохранившимся фотографиям довольно трудно анализировать особенности работы скульптора, но можно сказать несколько слов о портретируемых. Портрет «Птичница», вероятно, имеет свой прототип, который трудно установить. Такие портреты делались по заказу и были распространены в то время. А портрет хирурга Бориса Владимировича Крапивина – работа неординарная. Он был родом из Саратова, но в 1971, уже защитив кандидатскую диссертацию, перевёлся в Москву. В 1973 году, когда создавался портрет, Крапивин заведовал хирургическим отделением в Главном управлении Минздрава СССР. Великолепный хирург-практик, учёный, оставивший более 200 научных работ, и выдающийся педагог, Б.В. Крапивин изображён скульптором в узнаваемой хирургической шапочке, сосредоточенным, будто перед операцией.



Были также работы, находящиеся сегодня вне поля зрения, но, тем не менее, отмеченные современной критикой. Так в 1981 году Старостенко участвовал на Областной художественной выставке, посвящённой XXVI съезду КПСС, с работой «Мостостроитель», которая была отмечена И. Пятницыной в обзорной статье «Образ времени» о выставке в газете «Коммунист» от 21 марта 1981 года. А в 1983 году на Областной художественной выставке, посвящённой 60-ти летию образования СССР, скульптор выставил композицию «Нас водила молодость...», изображающую «юного бойца гражданской войны».


Старостенко искусный мастер станковой скульптуры, но и монументальный объём он чувствовал превосходно.

Родина-мать. 1967. Старая Порубежка Пугачевского района Саратовской области

Ныне, к сожалению, испорченный мемориал «Родина-мать» в Старой Порубежке Пугачёвского района поражал некогда точностью линий, драматичным силуэтом, искусным сопоставлением скупых объёмов, выверенных плоскостей. Всему виной экономия на скульптурном материале. Бетон, к которому слишком часто прибегали в Саратове и области, ввиду дешевизны и доступности, сравнительно быстро разрушается, а позднейшая реставрация часто приводит к плачевным результатам.



Знаменитый памятник героям ВОВ в Красном Куте, по словам Г.А. Тугушева, был сделан Георгием Алексеевичем Эповым совместно со Старостенко в 1974 году. Довольно сложно в совместной работе вычленить вклад каждого, но в рельефах очевиден стиль Г. Эпова, да и главная фигура из тонированного бетона тоже похожа на манеру эповских монументов. Выверенная пропорциональность вертикали фигуры солдата и горизонтали с рельефными изображениями также отличает монументы Эпова. Лаконизм и точность линий, сопоставление плоскостей характерны для обоих скульпторов. Правда, если присмотреться к старым фотографиям, то лицо солдата по манере напоминает работу вдумчивого портретиста Старостенко. Со временем, к сожалению, черты лица оплыли. Но любопытно, что Старостенко не упомянул о работе над этим монументом в своей анкете и автобиографии 1975 года…



Старостенко не назовёшь мастером, выработавшим свой стиль. Его работы разнообразны, полистилистичны. Это свидетельствует, во-первых, о глубоком проникновении в образ, над котором ведётся работа, и, во-вторых, об очень чутком подходе к материалу, в котором она ведётся. Его работы трудно было бы распознать без подписи, но нельзя ли сделать из этого вывод о том, что каждая работа была для него действительно неповторимой?..


В своей автобиографии, написанной при вступлении в Союз Художников, Старостенко кажется прямым, честным и стойким человеком. Таким же он предстаёт и в своей скульптуре.



Автобиография


Я, Старостенко Владимир Степанович, родился 31 марта 1933 года в городе Ашхабаде в семье служащего. С малых лет увлекаюсь рисованием. В школьные годы я был членом редколлегии газеты и мечтал пойти учиться в художественное училище. Но мне не повезло, в 1948 году было сильное землетрясение. В это время у меня погибли отец и сестра, а мама осталась инвалидом. Мне вместе с мамой пришлось поехать в г. Саратов к родственникам. Здесь в Саратове, поступаю работать на завод, получив специальность слесаря, я не бросаю увлекаться искусством, но по-прежнему я упрямо думаю пойти учиться в художественное училище. С 1949 по 1956 год я работаю на заводе. Два года работал форматором в скульптурной мастерской при Саратовском отделении художественного фонда РСФСР. В 1956 году сдаю успешно приёмные экзамены на I курс скульптурного отделения при Саратовском художественном училище. В 1960 году защищаю дипломную работу на отлично и Министерство культуры РСФСР направляет в мастерские при Саратовском отделении Художественного фонда РСФСР. В мастерских фонда я активно работаю к выставкам и также участвую в общественной жизни организации. В 1964 году участвую с портретом "Лесничего" (дерево) на областной выставке. В 1964 году участвую на зональной выставке "Большая Волга", в г. Куйбышеве с портретом "Студент" (камень), который после выставки был приобретён музеем им. Радищева. В 1965 году избираюсь председателем секции и работаю по 1969 г. В 1971 году участвую на областной выставке с портретом "20-е годы". В 1974 году участвую на областной выставке с портретом хирурга "Крапивина". На зональной выставке в 1974 году участвую с жанровой скульптурой "Поэтесса". На протяжении многих лет работаю над созданием образа великого поэта А.С. Пушкина. К юбилею 175-летия поэта бюст был установлен в Театре юного зрителя имени Ленинского Комсомола. В настоящее время у меня много творческих планов. Думаю в скором будущем познакомить зрителя со своими новыми работами. Состав моей семью 6 человек: мать, жена и трое детей.

9.02.1975


 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.