Николай Григорьевич Шашлов

Пост обновлен апр. 14


Родился в 1921 году в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В 1941-1942 годах был курсантом в Энгельсской авиашколе пилотов. С 1942 по 1946 год служил на фронтах ВОВ. В 1946-1951 годах учился в Саратовском художественном училище. В 1951-1954 годах работал преподавателем СХУ по лепке и рисунку. С 1951 работал в саратовском отделении художественного фонда СССР. Член КПСС с 1 февраля 1944. Член Союза художников с 1964 года. Умер в 1984 году в Саратове.


Николай Григорьевич Шашлов

Николай Григорьевич Шашлов прожил очень непростую жизнь, и сейчас уже не представляется возможным узнать подробности его личностного и творческого становления.


Воспоминания жены художника, приводимые в отдельной публикации, и немногочисленные сохранившиеся документы дают далеко не полную картину, что резко контрастирует с интересом, который вызывает сегодня не только само его творчество, но даже свидетельства о несохранившихся произведениях скульптора.


Из воспоминаний супруги Николая Григорьевича, Лидии Васильевны Шашловой, известно об успехе его первой творческой работы – «В ряды суворовцев», выставленной на республиканской выставке в Москве в 1953 году и получившей 3-ю премию. Сейчас местонахождение этой работы неизвестно. На старой фотографии, сохранившейся в архиве Союза художников, воспроизведён незамысловато решённый сюжет: мальчик-суворовец прикрепляет кокарду к шапке, которую только получил. Его выбритая голова и мешковато сидящая форма, сосредоточенность, даже углублённость взгляда, некая неуверенность позы говорят о многомерном понимании скульптором внутреннего состояния совсем юного новобранца. Детская тема в творчестве молодых художников очень часто вовлекает автобиографические моменты, и возможно, так было и в данном случае. Подкупающая даже на репродукции подлинность характера выдаёт редкий талант скульптора видеть, переживать и выражать в произведениях тонкие эмоциональные состояния.


Пожалуй, не уступает первой следующая работа художника, сделанная в 1953 году, – «Кем быть?», изображающая девочку с книгой в руке, задумчиво поднявшую взгляд вверх. Об этой работе уверенно судить трудно, потому что местонахождение произведения также неизвестно, и качество репродукции почти неприемлемое.



Скульптурный портрет – определённо сильная сторона творчества Н.Г. Шашлова, художника, богато одарённого способностью к эмпатии.


В 1955 году Шашлов взялся за трудную тему героического портрета, выбрав образ А. Матросова в момент его подвига, – образ юноши, кидающегося на амбразуру. Шашлов уверенно берёт высокую ноту подлинного героизма. Разворот плечевого пояса резок, взгляд напряжён, всё соответствует моменту. Очень изящно сопоставлен кубический пьедестал и объём груди. Благодаря беспокойной моделировке складок герою придаётся движение метеора, одновременно смертоносное и смертельное.


Портрет профессора М.П. Кутанина, психиатра и гипнолога, выполнен скульптором в 1963 году в мраморе. На сохранившемся фото видна аккуратная и точная работа по камню, внимание к фактуре, но главное для автора в этом портрете – характер. Нахмуренные брови и острый взгляд исследователя формируют образ врача по призванию. Кутанин, замечательный доктор, автор книг по психологии творчества и борьбе с зависимостью, – герой одной из самых лучших портретных работ Н.Г. Шашлова.


Портрет доярки Еремеевой 1964 года отличается определенной жизненной правдивостью, но надо отметить, что дерево как материал, скорее, был чужд Шашлову. В портрете чувствуется уверенная моделировка формы, но проработанная без учёта пластических возможностей дерева. С камнем этот художник работал органичнее.



В 1957 году Н.Г. Шашловым были созданы две монументальные работы в Балакове и Саратове, обе были посвящены революционной тематике, но решены противоположным образом. Так, саратовский памятник участникам маёвок, который был установлен в парусиновой роще Городского парка, представляет собой двухфигурную композицию, напоминающую о первом революционном порыве рабочих. На постаменте была надпись: «Здесь с 1903 по 1917 гг. проходили митинги и маёвки саратовского пролетариата». На рельефном плинте стоят мужчина, обращающийся к зрителю с немой речью и держащий в руке знамя, и женщина с листовками в руках и взглядом, уверенным в своей правоте. Монумент производит впечатление бравой песни о будущей революции. Отлитый в бетоне памятник со временем обветшал и был разобран.


Ещё один памятник борцам революции установлен в Балакове в качестве надгробия; конечно, тема его решена минорно. На фоне монолитной, высокой прямоугольной плиты с буревестником наверху склонили головы над могилой двое мужчин. Молодой опустился на колени, склонив древко знамени к земле в знак траура; по правую руку от него стоит старик, держа у груди снятую шапку. Монумент сильно пострадал: утрачена правая рука молодого мужчины, крыло буревестника отбито. Очевидно, что у жителей города бетонный памятник далёкой революции не вызывает особого интереса, но он хотя бы сохранился.



Если сопоставить оба монумента, установленные в один год, то прежде всего обратит на себя внимание диапазон передаваемых скульптором эмоциональных состояний, умеренность выразительных средств, уместность и верность интонации произведения. Шашлов не идеализирует героев и не впадает в документальность, он не драматизирует, а сохраняет чуткий и спокойный взгляд на тему, с которой работает.


Памятник М.В. Ломоносову. 1957. Саратов, фото 1960-1980-х годов

Монументы Шашлова, большинство которых выполнены в команде с В.Г. Курдовым, несомненно, заслуживают пристального внимания. Пусть и расположенные далеко от центра города, они являются важной составляющей облика города в отношении монументальной скульптуры. Памятник М.В. Ломоносову у проходной завода «Техстекло», необычен для Саратовской области. Знаменитый русский учёный XVIII века не часто становился героем монументальной скульптуры в провинции. На внушительном постаменте высится сидящая фигура М.В. Ломоносова. Левой рукой он опирается на шар, напоминающий глобус, правой рукой прижимает к левому бедру книгу – композиционно очень нетривиальный ход, придающий скульптуре динамичность, продолжительность движения, как бы передавая динамику и упорство мысли учёного; можно отметить в памятнике изящный парафраз скульптуры Э.Ф. Эккерта «Радищев». К сожалению и этот монумент находится в неудовлетворительном состоянии. Рустовка постамента давно была заделана, и объём, ставший глухим, нарушает восприятие памятника. Многочисленные слои краски поглотили мелкие формы костюма учёного. Обзор скульптуры со временем был нарушен разросшимися деревьями, а бетон, из которого сделан памятник, начал разрушаться, обнажая каркас. Если не принять меры, памятник окончательно придёт в ветхость и восстановить его будет невозможно.


Памятник героям Великой Отечественной войны. Эскиз. 1957. Дергачи, Саратовская область

В Дергачах, районном центре Дергачёвского района, Н.Г. Шашловым совместно с В.И. Перфиловым был выполнен памятник в честь победы СССР над фашистской Германией – выдающийся пример распространённых в Саратовской области скульптурных мемориалов героев Великой Отечественной войны. Удивительно остроумна работа скульпторов с объёмом. Скульптура солдата – это горельеф, но памятник воспринимается как круглая скульптура. Глухую кубатуру стеллы разрывает фигура солдата в шинели с винтовкой. Движение его двояко: защищая своим телом то, что находится за спиной, солдат подаётся грудью вперёд, выражая готовность в любой момент перейти к нападению. В структуре внутреннего объёма, обработанном полуабстрактно, за спиной воина видится даже взъерошенный ветром пейзаж с молнией и громом. Видно, что для местных жителей этот памятник представляет большую ценность, он ухожен, и площадь перед ним обустроена.


Архитектурные украшения, созданные в соавторстве с В.И. Перфиловым – яркая страница в творчестве Н.Г. Шашлова. Кинотеатр «Победа» украшает серия барельефов, воспевающих самоотверженность оставшихся в тылу и отвагу бойцов на фронтах Великой Отечественной войны. Созданы барельефы были около 1955 года. Проработанные до мельчайших деталей, они прекрасно сохранились. Центральный вход венчает рельеф с симметричной эмблематической композицией торжественно-трагического звучания, со знаменем в центре и трубящими в стороны воинами по краям.



И композиция бросающихся в атаку солдат армии (крайняя слева), и с атакующими партизанами (крайняя справа) решены динамично и сдержанно. В архиве Радищевского музея сохранилась фотография, на которой Перфилов и Шашлов работают над рельефом, изображающим советских солдат. Можно разглядеть, как изменялся замысел от эскиза к воплощению. На снимке привлекает внимание рука солдата с гранатой. На эскизе в руках В.И. Перфилова она поднята вверх и делает общее движение группы более агрессивной и смелой. При переводе в размер руку солдата авторы решили опустить, тем самым как-бы затормозив группу, сделав её уверенный шаг более осмотрительным.


Рельеф, изображающий рабочих тыла, передающих оружие и продукты воинам на фронт, насыщен изнутри молчаливым деловитым движением; каждый персонаж группы воспринимается как целиком погружённый в своё дело, что во многом достигается благодаря монотонному ритму вертикальных фигур. Следующая далее и резко контрастирующая с напряжённостью предыдущих композиций своим ликующе-свободным ритмом – собственно «Победа» – буквально излучает праздник. Ритмика фигур тут принципиально иная: люди изображены в активных позах, они протягивают друг другу руки, обнимаются, восклицают, а маленькие дети, вмешиваясь в ряды взрослых, разбивают монотонность, сбивая взгляд с перечисления фигур. Как по художественным качествам, так и сохранности этот рельеф – одно из лучших скульптурных произведений, украшающих архитектурные памятники Саратова.


В.И. Перфилов и Н.Г. Шашлов за работой над глиняной моделью барельефа для кинотеатра "Победа". 1950-е. ОХАМ СГХМ

Творческий союз Н.Г. Шашлова с В.И. Перфиловым оказался плодотворным. В 1969 году на фронтоне Саратовского театра оперы и балета появилась лаконичная скульптурная композиция: хрупкие силуэты певицы и балерины фланкируют монументальную лиру. Эта скульптура – гимн точных линий, играющих со светом, как с нежным другом. Монументальность не отяжеляет мелодичные изгибы женских тел, но и мелочной декоративности авторы избежали, сделав композицию сдержанной и ясной.


Саратовский академический театр оперы и балета. 2019

Скульптурный талант Н.Г. Шашлова очевиден, и замечательно, что жители нашей области ещё имеют возможность видеть его монументальные произведения. Однако, жаль, что его станковое творчество совсем не представлено в наших музеях.

 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.