Василий Иванович Перфилов

Пост обновлен апр. 15

Родился в 1925 году в Саратове. Окончил Саратовское художественное училище в 1950. В Союз Художников не вступал. Периодически работал для Художественного фонда. Умер в 2005 году.


Василий Иванович Перфилов

Сам Василий Иванович Перфилов не так широко известен в Саратове, как известны его монументальные произведения. С 1957 года на центральной площади города возвышается памятник борцам революции; на территории СГУ стоит бюст Н.Г. Чернышевского его работы, заменивший обветшавшую скульптуру П.Ф. Дундука; на фронтоне театра оперы и балета певица и балерина выполнены им в сотрудничестве с Н.Г. Шашловым.


Биография Василия Ивановича Перфилова за неимением достоверных документальных свидетельств известна пока, к сожалению, отрывочно. Поэтому уместно процитировать письмо в газету «Коммунист», написанное о скульпторе персональным пенсионером Василием Андреевичем Селькиным, лично знавшим художника.



«Скульптор Василий Иванович Перфилов прибыл в Саратовский госпиталь в конце Отечественной войны с фронта. Фашистская пуля раздробила ему кисть руки. Это был ещё Вася Перфилов, скромный, застенчивый, девятнадцатилетний паренёк.

Однажды он попросил достать ему бумагу и карандаши: "Я люблю рисовать и хочу учиться на художника" – сказал он.

По его неуверенным рисункам было видно, что данные художника у него имеются, но не развиты. По результатам ранения Вася Перфилов не подлежал возвращению в строй, поэтому его оставили при госпитале санитаром.

Он стал помогать в оформлении стенных газет, рисовал портреты, а когда художественная самодеятельность раненых и медицинских сестёр под руководством артиста театра К. Маркса тов. Рубина Я.Я (?) подготовила спектакль "Глухой ребенок", Вася Перфилов написал декорации.

Кончилась война и Вася Перфилов пошёл учиться в Саратовское художественное училище, окончил его по классу скульптуры.

Биография Василия Ивановича Перфилова началась в мастерских художественного фонда, как художника.



Колхозник и колхозница. 1956. Утрачено

О способностях В.И. Перфилова как скульптора можно судить не только по памятнику борцам революции, но ещё по выполненным им: скульптурной группе, установленной при входе на территорию Торгового центра, бюсту-скульптуре молодого Н.Г. Чернышевского, установленному на территории университета. По конкурсу В.И. Перфилов выполнял для мастерских Художественного фонда скульптурные бюсты А.М. Горького, Яблочкова и ряд бытовых статуэток. Работы по конкурсу признаны лучшими». (ГАНИСО фонд 6225. оп.1 ед.хр169)


Далее автор письма ставит вопрос о том, почему Василий Иванович не является членом Союза художников. Действительно, членом Саратовского отделения СХ он не состоял, хотя вопрос о его членстве обсуждался очень остро. Камнем преткновения было его нежелание участвовать в выставках. Но, даже не работая активно в станковой скульптуре, он мог создавать вполне законченные и профессиональные монументальные произведения. В том же фонде сохранилась стенограмма заседания Правления Саратовского отделения Союза художников, на котором обсуждалось письмо Селькина.


Стенограмма гласит: «РЕШИЛИ: Обсудив всесторонне письмо тов. Селькина В.А., в редакцию газеты «Коммунист», Правление Союза художников считает, что скульптор Перфилов стоит всецело на коммерческих позициях, а Союз художников – это, прежде всего, – творческая организация. Все указанные работы тов. Перфилова это памятник на братской могиле у театра имени Чернышевского и скульптура у входа на сельскохозяйственную выставку, не являются всецело творческими, т.к. в них встречается ПОВТОР и КОМПЕЛЯЦИЯ.

Идейно-художественная сторона этих памятников не высокая и ошибочно автор письма тов. Селькин В.А. считает, что раз памятник поставлен, значит творчество художника обнародовано и творчество его признано. Дело в том, что ещё много произведений проникает в народ, слабых по своему идейному и художественному уровню. За всё время работы в Художественном фонде тов. Перфилов В.И. не участвовал ни на одной из областных выставок, не говоря уже о выставках зональных, республиканских и всесоюзных.

Творческое лицо художника, как правило, всегда утверждается на выставках, где происходит строгий отбор работ и даются оценки художественной ценности произведения, где утверждается творческий почерк и творческое лицо того или иного художника.

Исходя из вышеизложенного Правление Союза художников считает, что тов. Перфилов В.И. не является пока творчески потенциальным скульптором, не совершенствует своё профессиональное мастерство и не имеет к этому желания, поэтому говорить о его членстве в Союзе художников, пока рано." (ГАНИСО фонд 6225. оп.1 ед.хр167)


В этом споре проявляется противоречивая и драматичная жизнь творческих организаций Саратова, которая была полна предубеждений и предвзятых оценок. Достаточно вспомнить о том, что в Саратове и Пугачёве были одновременно воздвигнуты два монумента борцам революции, и можно сопоставить работу члена СХ Е.Ф. Тимофеева и саратовский монумент В.И. Перфилова. Вспомнить можно и о плодотворном сотрудничестве с Н.Г. Шашловым, которое подробнее рассмотрено в статье, посвящённой Николаю Григорьевичу. Этого вполне достаточно, чтобы, как минимум, признать талант В.И. Перфилова.



Скульптура, как известно, искусство очень затратное, а монументальная скульптура может существовать только благодаря государству или крупному частному заказу, что и обусловливает порой нездоровую атмосферу конкуренции, корысти, зависти. Взаимные обвинения уничтожают творческую атмосферу, беспринципная борьба за крупные заказы разделяет художественное сообщество. И трудно найти равную этой по актуальности проблему, которую, тем не менее, не принято обсуждать.


Станковое творчество Перфилова, к сожалению, практически не известно, кроме упомянутых Селькиным "скульптурных бюстов А.М. Горького, Яблочкова и ряда бытовых статуэток", в каталоге областной выставки 1964 года упоминается гипсовая «Голова спортсмена», но нет ни воспроизведения, ни известий о месте нахождения этих произведений.


Подробное изучение творческой и личной биографии В.И. Перфилова впереди.

 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.