Сергей Ефимович Лебедев

Пост обновлен март 10

Родился в 1929 году в Саратове. В 1949 окончил живописное отделение Саратовского художественного училища. С 1949 по 1955 годы учился в Ленинграде, на скульптурном отделении ИЖСА. С 1955 по 1960 годы работал преподавателем скульптуры в Саратовском художественном училище. С 1960 работал в Тамбове.


Сергей Ефимович Лебедев за работой

Сергей Ефимович Лебедев начал свой творческий путь с учёбы на живописном факультете СХУ, но вскоре осознал свою склонность к скульптуре. В 1949 году, в 20 лет, он поступил в ИЖСА на скульптурный факультет и учился там у Народного художника СССР, академика Всеволода Всеволодовича Лишева. В Ленинграде он получил очень сильное художественное образование и по возвращении в Саратов был окружён вниманием общественности.


В течение пяти лет он активно работал как скульптор, участвовал в областных, зональных и региональных выставках. В 1957 году в Москве состоялась Юбилейная выставка РСФСР, где Лебедев выставил семь портретов передовиков сельского хозяйства. Один из них, выполненный в дереве портрет «Колхозный конюх Ф.И. Беляничев», находится в собрании Радищевского музея. В те годы имя скульптора часто упоминалось в местной прессе, критика относилась к нему очень благосклонно. Его портретное творчество тогда высоко оценила И. Фомина, научный сотрудник музея им А.Н. Радищева в статье «В центре внимания наш современник»: «Постоянное общение с тружениками промышленности, колхозов и совхозов обогащает молодого скульптора С. Лебедева новыми темами и образами. Он стремится не только передать внешнее сходство, но и раскрыть внутренний мир тех лиц, с которых лепит портреты. Об этом свидетельствуют работы скульптора, посвящённые строителям Саратовской ГЭС. Композиция портретов Власова, Боркова, Веселкова проста и сдержанна, в ней нет никаких внешних эффектов и надуманности. Скульптор сосредоточивает своё внимание на передаче тонких движений человеческой души. В таком же плане решены Лебедевым и портреты старых большевиков В.И. Чапенко и Д.Н. Гаврилова. Эти скульптуры пользовались большим успехом на Всесоюзной художественной выставке. Большой выразительностью отличается созданный Лебедевым портрет Ф. Беляничева – колхозного конюха, а также голова красноармейца в знаменитом буденновском шлеме. Своеобразно задуманный собирательный образ красноармейца овеян романтикой славных дней гражданской войны. На такую же тему Лебедев выполнил композицию "21 год, боец Первой конной армии"». (Коммунист. 1959. 18 июля)


К словам о психологизме портретов Лебедева стоит добавить лишь несколько слов о чувстве материала. Будь то дерево или мягкая глина, Лебедева захватывает стихия фактуры. Волнующие, нервные, острые, иногда прихотливые до невнятности участки поверхности характеризуют большинство произведений саратовского периода. Со временем фактурная многословность ушла из станковых вещей, а в монументах она никогда не проявлялась.


В Саратове Лебедев не успел поработать в монументальной скульптуре. Во всяком случае, свидетельств об этом найти пока не удалось. Но его супруга Т.Г. Вельцен, приехавшая с ним после учёбы из Ленинграда в Саратов, оставила несколько интересных работ в этом жанре. Как монументалист С.Е. Лебедев раскрылся позже, уже после переезда в Тамбов. Там в 1970 году открылся мемориал «Вечная слава», для которого художник создал рельефы. Необычная архитектура памятника несёт образ лаврового венка-кольца, на внутренней стороне которого высечены портреты героев Великой Отечественной войны. Типажи разработаны разнообразно, но стилизация «высушила» идею: рельефы мемориала встают в один ряд со множеством произведений тех лет, в которых героизм, храбрость, самоотверженность выражались однообразно, серьёзными маскаронами. Но в более поздних памятниках, наверное, можно заметить следы этих ярких и плодотворных пяти лет, которые Лебедев провёл в Саратове.

Колхозный конюх Ф.И. Беляничев. 1957. СГХМ
Строитель Саратовской ГЭС П.А. Власов. 1958. Местонахождение неизвестно
Старый коммунист В.И. Чапенко. 1957. Место нахождения неизвестно
Памятник "Вечной славы". 1970. Тамбов
Памятник "Вечной славы". 1970. Тамбов


 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.