Герман Николаевич Кашин

Пост обновлен апр. 13

Родился в 1927 году в городе Кушва Свердловской области. В 1932 году, лишившись родителей, был определён в Кушвинский детский приёмник. В 1933 переведён в детский дом города Сарапул Удмуртской АССР, где воспитывался до 1944 года. С 1944 по 1946 состоял музыкантом-воспитанником, затем музыкантом-рядовым в Смоленском стрелковом снайперском училище, базировавшемся в это время в Сарапуле. 1946-1953 годы провёл в Саратовском пехотном училище, а в 1953-1956 годах учился в Саратовском художественном училище. С 1956 года работал в Саратовском отделении художественного фонда СССР и, по совместительству, преподавал скульптуру в СХУ. Умер в 2003 году.


Герман Николаевич Кашин

Герман Николаевич Кашин был одарённым скульптором и уважаемым преподавателем саратовского художественного училища. К сожалению, несмотря на талант и признание в саратовской художественной среде тех лет, станковые произведения Кашина, как, впрочем, и монументальные, практически неизвестны в Саратове.


В личном деле Г.Н. Кашина из архива Саратовского отделения Союза художников сохранилась фотография скульптуры "В боях за Родину". Она была создана в 1958 году, через два года после окончания СХУ, и была отобрана для экспонирования на выставке "40 лет Советских Вооружённых Сил" в Москве. Этой работой талантливый скульптор обратил на себя внимание общественности и вскоре, в 1960 году, был принят в члены Саратовского отделения Союза художников. Там же, в личном деле, сохранились и характеристики Г.Н. Кашина от известных в то время художников, членов СХ, оформленные как рекомендации для его вступления в СХ. В своих текстах А.И. Бородин, В.П. Бадаква, П.А. Гришин (в то время председатель СХ), скульптор С.Е. Лебедев подчёркивали неординарную скульптурную одарённость Кашина, активное участие в выставках областного и всесоюзного уровня, а также его успешную, хоть и едва начавшуюся, педагогическую деятельность. Действительно, каталожных упоминаний о его станковых произведениях сохранилось сравнительно много, но местонахождение скульптур неизвестно, а воспроизведение – редкость.


"В боях за Родину". 1958. Местонахождение неизвестно

Г.Н Кашин и П.И. Карчевский у скульптуры "Русский Икар". 1959-1960. Скульптура утрачена

В архиве Саратовского областного музея краеведения сохранилась фотография, на которой запечатлена скульптура «Русский Икар». Редкий для Саратова пример почти 3-метровой скульптуры, созданной автором не по заказу. Нечеловеческая мощь видна в развороте фигуры, в движении правой руки, которой Икар отрывает крыло от земли, готовясь совершить решающий рывок. Его лицо открыто небу, а волосы развевает вольный ветер. Жест левой руки полон решительности – покорить новое пространство. Но как тяжело это сильное тело, как плотно сковано крыло скалистым постаментом под ногами Икара…

В саратовский газете "Коммунист" от 11 апреля 1959 опубликована небольшая заметка о работе Кашина над этой скульптурой. Благодаря ей можно датировать произведение 1959 годом. Кашин готовился выступить с ним на выставке "Советская Россия" в ноябре того же года в Москве. По словам ученика Кашина, С.К. Ботиева, скульптура, отлитая в гипсе, была прекрасно принята в Москве и Кашину предлагали оставить её в столице, но он не дал согласия. В Саратове ему так и не удалось перевести её в материал, а позже оригинал был вовсе утрачен.


Скульптура "Юный барабанщик" экспонировалась на областной художественной выставке 1972 года и была воспроизведена в каталоге. Образ юноши, возможно, является обращением Кашина к собственному детству, к годам учёбы в военных училищах Сарапула и Саратова, где он с 1945 по 1951 годы значился музыкантом-рядовым. Детали скульптуры намекают на её автопортретный характер: "Юный барабанщик" в правой руке держит трубу, а на левой стороне груди изображена медаль. В 1944-45 годах Кашин служил в Смоленском снайперском стрелковом училище – сначала музыкантом-воспитанником, затем, с мая 1945, рядовым оркестра, о чём упомянуто в автобиографии. В это же время он был награждён медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", что указано в личной карточке в СХ. Эта скульптура, очевидно, была важна для автора, и очень жаль, что известна она лишь по воспроизведению в каталоге выставки.


Большинство монументальных работ Кашина было выполнено совместно с другими скульпторами. И не всегда известна степень участия самого Г.Н. Кашина. К примеру, монумент С.М. Кирову 1961 года в Заводском районе Саратова формально выполнила бригада под руководством Кашина. На деле, по воспоминаниям А.В. Никитина, безразлично отнесшийся к очередному заказу Кашин передал выполнение скульптуры ему. Благодаря этому решению мы имеем один из самых изящных памятников Кирову в стране.


Самый эффектный монумент Кашина, над которым он работал совместно с В.Н. Ощепковым, установлен в Ершове. Он посвящён памяти коммунистов и комсомольцев, погибших в 1918-1922 годах, а установлен был в 1973 году. Здесь Кашин, как и в ранней своей работе "В боях за Родину", представляет трёхфигурную композицию, разработанную ритмически нетривиально. Три мужских фигуры выстроены в линию, их ноги широко расставлены и напряжены, руки – восклицательно подняты, каждый герой, как застывшая буква, выражает и мощь, и отчаянье, и отвагу. Героический монумент Кашина тяготеет к условности, несмотря на реалистично вылепленные, может, даже портретные образы с проработанной одеждой. Но так они составлены, так сплетены в нечто единое, что за немым порывом группы не видно личностей. Подвиг "славных борцов за народное дело", как гласит надпись на постаменте, является главным героем этого произведения.









 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.