Эмиль Фридрихович Эккерт

Пост обновлен март 10

Родился в городе Шавли Ковенской губернии в 1890 году. В 1917-1919 годах учился во ВХУТЕМАСе у И.Я. Гинцбурга. С 1919 по 1922 проходил военную службу в Саратове. В 1922-1924 годах занимался в мастерской А.Т. Матвеева. В 1928 вступил в объединение «Круг художников». В 1929-1930 вместе с женой, графиком и скульптором Еленой Морозовой, совершил поездку в Мексику и на Кубу. С 1932 член Союза художников. В 1930-е начал преподавательскую деятельность в Ленинграде. В 1942 эвакуировался с семьёй из Ленинграда в Омск. С 1944 жил и работал в Саратове, где в 1944 организовал детскую художественную школу. В 1946-1956 преподавал в Саратовском художественном училище. Умер в 1957 году в Саратове.


Эмиль Фридрихович Эккерт

Эмиль Эккерт наряду с Н.П. Волконским вошёл в историю саратовской скульптуры как педагог и основатель детской художественной школы. Его обширные знания скульптурного ремесла, педагогический талант и высокая культура подготовили расцвет, который пережила саратовская скульптура в 1960–1970-е годы.


Скульптурное образование художник получил ещё в Петербурге – в 1917-1918 годах у И.Я. Гинцбурга, который в то время руководил скульптурной мастерской ВХУТЕМАСа. В Саратов Эмиль Эккерт приехал в 1919 году, проходя тут военную службу, и пробыл до 1922 года. Затем, вернувшись в Петербург, он поступил в скульптурную мастерскую А.Т. Матвеева, на второй курс.


Известны две монументальные работы Эккерта, созданные в Ленинграде в 1930-е годы. Это женская фигура для фонтана «Материнство», которая была установлена на Менделеевской линии Васильевского острова, в сквере клиники Д.О. Отта, известной сейчас как Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта; к несчастью, скульптура погибла в годы ВОВ. Она изображала женщину, которая стоит в изящном контрапосте и держит у левой груди младенца, а правой рукой нежно ополаскивает его водой из чаши. Аллюзии на классицистическую пластику не лишают эту фигуру Эккерта витальности и отчётливого духа современности. В его исполнении тема материнства, в контексте передовой в то время клиники, звучит не как абстрактное заявление о вечном и высоком, а как ясное, здравое, актуальное и созвучное научной медицине высказывание, сделанное без лишнего пафоса.


Скульптурная группа «Шахтёры» была создана скульптором в 1930 году. Шахтёрская тема решена формально, в основном с помощью атрибутов профессии – головных уборов, светильников, отбойных молотков. Скорее, в композиции обращает на себя внимание прочтение вечной темы разных возрастов человека: в двухфигурной композиции Эккерт сопоставил цветущего безбородого юношу, напористостью и разворотом плечевого пояса напоминающего репинского бурлака, и зрелого мужчину, чьи монолитная фигура и тяжёлая, уверенная поступь уподобляют его горе. Он сознательно облачён скульптором в массивную броню шахтёрской рабочей одежды, чтобы создать броский контраст с нежной пластикой юного тела. Поставленные плечом к плечу шахтёры составляют одну силу, в которой опыт и мудрость поддерживают страсть и стремление вперёд.


В те же годы главным делом Э. Эккерта стало преподавание. Из Ленинградского художественно-промышленного техникума, где он заведовал скульптурным отделением, после двухлетней работы консультантом во «Всекохудожнике» Эккерт перешёл на работу в 1-ую Ленинградскую детскую художественную школу преподавателем. С мая 1944 года Эккерт с семьёй обосновался в Саратове, так как в Ленинграде они лишились квартиры. Здесь скульптор выступил как один из основателей детской художественной школы, которая первоначально располагалась в двух мастерских в здании художественного училища; с самого начала в ДХШ был организован скульптурный класс. Для культурного пространства Саратова ДХШ была и остаётся очень важным институтом.


С 1946 года Эмиль Эккерт заведовал скульптурным отделением СХУ. Преподавание Эккерта запомнилась следующему поколению скульпторов как очень важный этап в развитии саратовской скульптуры и СХУ в частности.

Материнство. 1930-е. Скульптура была разрушена в годы ВОВ.
Шахтёры. 1930. Место нахождения неизвестно
Э.Ф. Эккерт со скульптурой "Шахтёры"
А.Н. Радищев. 1945. СГХМ им. А.Н. Радищева
А.Н. Радищев. 1945. СГХМ им. А.Н. Радищева

 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.