Павел Федорович Дундук

Пост обновлен июнь 8

Родился в 1890 году в Саратове. С 1904 по 1908 учился в БРУ у Н.П. Волконского, П.Н.Боева, Ф.М. Корнеева. В 1908-1909 обучался в Пензенском художественном училище. В 1910-е годы работал над скульптурным убранством многих архитектурных сооружений Саратова. С 1918-1920 руководил скульптурной мастерской Пролеткульта в Саратове. В 1920-е посещал Профессиональную художественную школу Саргубпрофобра Ф.М. Корнеева. Скончался в 1940 году в Ялте.


Павел Фёдорович Дундук

Географию большого города можно представить поделённой на участки, иерархически более или менее значимые. Центральные площади, главные улицы, наиболее оживлённые проспекты укреплялись в своём значении по мере роста города во многом благодаря скульптурным монументам. Павлу Дундуку выпала честь создать несколько работ, сформировавших в Саратове знаковые места.


В замечательной статье «Наследие скульптора» И. Пузанковой, достаточно информативной и педантичной, Павел Дундук выведен очень трудолюбивым, преданным своему делу человеком. В этом материале необходимо прояснить некоторые детали биографии скульптора, а главное, отметить значение тех произведений, которые были им созданы за сравнительно краткую творческую жизнь.


После окончания саратовского Боголюбовского рисовального училища, П.Ф. Дундук с 1908 по 1909 год учился в Пензенском художественном училище. Одним из основных различий двух учебных заведений являлось их подчинение разным художественным институтам. Если БРУ было филиалом ЦУТР им. барона Штиглица и имело техническую, прикладную направленность, то ПХУ Н.Д. Селиверстова находилось в ведении Императорской Академии художеств и представляло совершенно другую школу. Руководивший ПХУ до своей смерти в 1905 году К.А. Савицкий привлёк к преподаванию в училище скульптора барона Константина Александровича Клодта, внука знаменитого Петра Клодта, работавшего в середине XIX века в Санкт-Петербурге. Это не могло не отразиться на подходе к образованию в целом. В дополнение к прикладным навыкам Дундук, возможно, увидел пример академического подхода, художественного творчества в классицистическом и реалистическом понимании. Правда, стоит заметить, что в одни годы с Дундуком в училище обучался В.Е. Татлин, а несколькими годами ранее А.В. Лентулов, следовательно Академия художеств, хоть и косвенно, внесла свой вклад в становление художников русского авангарда…


По возвращении в Саратов Дундук включился в творческую жизнь столицы Поволжья, участвовал в выставках, в украшении саратовских зданий. В 1915 году вместе со своим учителем, Н.П. Волконским, он работал над скульптурным оформлением торгового дома Андрея Бендера, ныне – здания городской администрации. Существуют разные мнения по поводу того, кто из них автор скульптуры льва во фронтоне, а кто – двухфигурной композиции, венчающей вход со стороны Первомайской улицы; можно спорить и о других работах. Однако, основываясь на воспоминаниях Ивана Васильевича Севастьянова, приведённых Борисом Николаевичем Донецким в книге «По следам "Золотого телёнка"», а также по стилистике, можно утверждать, что автор льва – Н.П. Волконский, а П.Ф. Дундук совместно с П.К. Ерошовым и К.О. Красовским выполнили остальные скульптуры.


Немногим позже, в 1917 году, Дундук исполнил статуи рыцарей и гонцов для гостиницы «Астория», частично сохранившиеся до наших дней, скульптурные украшения Крытого рынка и кинотеатра «Гранд-Мишель».


"Свобода". 1918. Монумент не сохранился

Октябрьская революция пришлась на расцвет творческих сил скульптора, и он активно включился в работу. В 1918 году, по случаю годовщины революции, город украшался временными панно и скульптурами, над которыми работали саратовские художники. На небольшой площади перед Радищевским музеем Дундук возвёл символический монумент «Свобода», посвящённый А.Н. Радищеву. В основе работы лежал эскиз Петра Кондратьевича Ершова, который ранее вместе с Дундуком работал над оформлением дома Бендера. На сохранившемся нечётком снимке запечатлено уверенное, упрямое движение мужской фигуры со склонённой головой вперёд, прочь от основного объёма постамента – бесформенных развалин прошлого. Памятник, высотой не менее 4 метров, был ориентирован строго на Восток. К сожалению, он быстро обветшал и через несколько лет был демонтирован. Но место это больше не пустовало и сейчас там стоит гранитный портрет А.Н. Радищева, созданный А.П. Кибальниковым. Местная газета «Известия» от 3 ноября 1918 года сообщала о том, что помимо памятника А.Н. Радищеву Дундук сделал ещё бюсты В.И. Ленина и Н.Г. Чернышевского. Последнему будет посвящён длительный период в творческой жизни скульптора.


Всего несколько лет памятник Александру II, воздвигнутый в 1911 году, возвышался на перекрёстке Немецкой и Никольской улиц, у сада «Липки», места прогулок зажиточных горожан. На осиротевшем постаменте памятника царю-освободителю, который не мог устоять в революционные годы, в 1919 году Дундук поставил бюст Н.Г. Чернышевского. И с тех пор это место, знаковое для Саратова, закреплено за русским философом-демократом. Дундуку предстояло решить трудную задачу по установке бюста на постамент, предназначенный для целой фигуры. Решение вышло, быть может, не вполне совершенным, но для того времени убедительным. В 1935 году, вследствие его неудачной транспортировки на площадь перед зданием Саратовского университета, скульптору пришлось отлить его заново. Автор изобразил Чернышевского в возрасте 50-55 лет. Находка Дундука в памятнике «Свобода» – трагически опущенная голова – была перенесена им в бюст Чернышевского, придав драматизма благородному лицу писателя. В трактовке Дундука Чернышевский предстаёт утомлённым тяжким опытом ссылки и каторжных работ, идейной, революционной борьбы, но собранным и стойким человеком.



В 1939 году, к 60-летию со дня кончины писателя, Дундук создал другой бюст писателя и передал его в Саратовский дом-музей Н.Г. Чернышевского. Таким образом, более 20 лет скульптор работал, хоть и с перерывами, над этой темой, но сами работы, к сожалению, сохранились лишь в виде фотографий.


В 1950-е годы пришедший в ветхость бюст у Саратовского университета заменила работа В.И. Перфилова, а с 1953 года у входа в сад «Липки» стоит скульптура Н.Г. Чернышевского, созданная А.П. Кибальниковым. Оба автора совершенно иначе трактовали образ писателя – молодой, гордый, пламенный революционер, вероятно, лучше подходил для городского пространства и идеологической политики. Зато памятник «рыцарю революции», «железному Феликсу» стоит и сейчас.


23 декабря 1939 года на привокзальной площади Саратова был открыт памятник Ф.Э. Дзержинскому. Церемония открытия была многочисленной и пышной, её неожиданные детали сообщает заметка Н. Маслова, опубликованная в газете «Коммунист» от 24 декабря 1939 года. Любопытно, что в субботу, зимой, к 5 часам вечера на Привокзальной площади собрались «колонны рабочих, работниц, бойцов Красной Армии, интеллигенции города». Из официальных лиц присутствовали «руководители городских и областных партийных, советских и комсомольских организаций, славные чекисты, представители заводов и интеллигенции». Секретарь горкома ВКП(б) в своём выступлении связал открытие памятника с «выборами в местные Советы депутатов трудящихся и 22 годовщиной ВЧК-ОГПУ-НКВД».


Сам автор говорил о своём произведении следующее:

«Мне предстояло раскрыть в монументальной скульптуре образ железного большевика, показать его скромность, простоту, высокую культурность, гуманность, исключительную чуткость к людям, любовь к родине и народу. Феликс Эдмундович был непримирим к врагам революции, к троцкистско-бухаринским и другим предателям родины. Горячая, страстная натура железного большевика сочеталась в нём с огромной выдержанностью, уверенностью и твёрдостью. Я ставил себе задачу отразить эти качества в образе Ф.Э. Дзержинского. Не мог я не подчеркнуть и того, что сила Дзержинского была в нерушимой связи с партией, в преданности делу Ленина-Сталина. Это я решаю через символ большевистского слова - газету "Правда", которую держит в руке Дзержинский, и в жесте, обращённом к народу».

(Коммунист. 22 июля 1939. Памятник Ф.Э. Дзержинскому в Саратове)


Долгое время с момента создания гостей Саратова встречал на Привокзальной площади бетонный монумент Дзержинского, за правой рукой которого, широким жестом отведённой в сторону, открывалась прямая дорога к военному училищу (имя Ф.Э. Дзержинского оно носило с 1966 по 1997 год). В 1940-х Привокзальную площадь с памятником Дундука зарисовал другой саратовский скульптор Е.Ф. Тимофеев, эта работа, содержащая два варианта рисунка на оборотах одного листа, хранится в Радищевском музее.


И этот рисунок и старые фотографии дают представление о гармоничности ансамбля Привокзальной площади, о связности архитектуры вокзала с монументом. В 1977 году монумент перевели в бронзу, а также кардинально поменяли ориентацию памятника в пространстве, развернув от здания вокзала, лицом к городу. Сам вокзал совершенно изменился – антураж старинного, псевдоготического здания сменился утилитарным, модернистским зданием из стекла и бетона. Гармония площади была нарушена. Тем не менее, памятник сохранён на долгие годы и сейчас мы имеем возможность увидеть живьём произведение замечательного саратовского скульптора П.Ф. Дундука.



 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.