О мемориалах Великой Отечественной войны

Подкаст о саратовской скульптуре

В этом году празднуется 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне, поэтому в этом выпуске будет уместно поговорить о монументах, поставленных героям Великой Отечественной войны у нас, в Саратове и области

Show More
 

Текст подкаста

Здравствуйте. В этом году празднуется 75-я годовщина победы в Великой Отечественной войне. Поэтому в этом выпуске будет уместно поговорить о монументах, поставленных героям Великой Отечественной у нас – в Саратове и области.

Меня зовут Артем Трущелев. Я являюсь научным сотрудником Радищевского музея. Тема эта, действительно, интересна, даже обширна, потому как практически в каждом селе, не говоря уж о городах нашей области, установлен хотя бы небольшой монумент в память о погибших в Великой Отечественной. Это может быть скульптурный монумент, довольно крупный по размерам, а может быть небольшая могилка с оградкой и с табличкой с именами героев. Но, тем не менее, их значение никак не связано с величиной памятника. У каждого из них 9 мая или 22 июня в память о Великой победе собираются люди, чтобы почтить память предков. И, наверное, это и есть самое важное.

В Саратове основные торжества проходят в парке Победы на Соколовой горе. Там установлен памятный монумент – «Журавли» – очень известный, который видно практически из любой точки города. Там же располагается замечательный Музей боевой и трудовой славы, экспозиция военной техники под открытым небом и много самых разных памятников. Но не о них сегодня мне хотелось бы поговорить.

Мне представляется особенно важным рассказать о памятниках, не столь известных в Саратове –  они находятся в Саратовской области –  но от этого не менее важных. К тому же есть одна веская причина поговорить о них: их авторами являются замечательные саратовские скульпторы.

Под названием Родина-мать многим из нас представляется знаменитый волгоградский монумент. 85-метровая статуя женщины, поднявшей меч, представляет собой аллегорию родины, зовущей своих сыновей встать на защиту. Но и в Саратовской области есть своя Родина-мать.

В селе Балтай Балтайского района Саратовской области в 1972 году был открыт архитектурно-скульптурный мемориал, посвященный героям Великой Отечественной. Его автором был Константин Сергеевич Суминов. Весь монумент строится вокруг фигуры скорбящей матери, которая стоит у обелиска. Окружают скульптуру доски с именами погибших жителей Балтая. Обратите внимание, какой контраст: я не случайно сопоставил два этих памятника. В первом – волгоградском – призыв поднять меч, в Балтайском же – тихая скорбь. Памятники Великой Отечественной не могут быть одинаковыми. Не может быть разработано какого-то одного канона, потому что не может быть того произведения, которое бы вместило всю гамму чувств, прожитых и переживаемых сейчас. В каждом городе или селе мемориал преследует своей цели. Его структуру и эмоциональную окраску определяют на месте, в зависимости от местных обстоятельств. В Волгограде необходимо было создать действительно внушительный мемориал Сталинградской битвы, и его кульминацией стала соответствующая масштабу всего мемориала скульптура. В Балтае же руководствовались другими мотивами. Важно было сделать монумент, обращенный лично к каждому. И, конечно, в Балтае располагали меньшими бюджетами. По манере исполнения балтайский памятник, установленный на площади Победы, довольно прост, даже безыскусен, очень сдержан, убраны лишние детали; в нем нет лишних эмоций, акцент сделан на лице матери, которая собирает как бы в точку все композиционные элементы мемориала.

Суминов – автор монумента – сам был на фронте, прошел всю войну. В войне потерял брата, тоже талантливого резчика по кости, возможно, скульптора. Предполагаю, что по складу характера Константин Сергеевич был человеком, которому глубоко чуждо сильное выражение эмоций. Известно еще три его скульптуры или скульптурные группы, посвященные погибшим в Великой Отечественной войне солдатам в селах Ключи и Новая Красавка Лысогорского района и в селе Колояр Вольского района. Суминовым изображены солдаты в этих трех монументах, но они так же лишены бравурности, не героизированы, наоборот, задумчивы, углублены и рождают в зрителе соответствующую гамму чувств.

Родина-мать в Балтае – один из тех памятников, около которых минута молчания может превратиться в часы. Скорбное безмолвие Родины-матери внушает совершенное непринятие любой войны, прошедшей или будущей.

В селе Дергачи в 1957 году был установлен совсем иной по наполнению и по исполнению памятник героям Великой Отечественной. Он был создан замечательным тандемом скульпторов – Василием Перфиловым и Николаем Шашловым. По сути, это обелиск, в котором в глубоком рельефе изображен солдат с автоматом. Разумеется, фигура солдата в таком мемориале встречает очень часто, но это исполнение совсем не тривиально. Синтезировать рельеф и круглую скульптуру – очень сложная задача, но решение ее вознаграждается блестящим результатом.

За два года до создания памятника Перфилов и Шашлов работали над барельефами кинотеатра «Победа» в Саратове. Возможно, уже тогда зародились смелые идеи художественных экспериментов. Позже реализованные в других работах и, прежде всего, в дергачевском монументе. В нем очень любопытна двойственность позы солдата. Поднятая рука с автоматом – жест, безусловно, атакующий, тогда как правая рука, отведенная назад и повернутая к зрителю тыльной стороной ладони, – жест защиты. Защиты тех, кто стоит за его спиной, тех, кто находится в тылу. Этой сочиненной позой авторы ненавязчиво, некрикливо и полно рассказывают о смысле героизма, который состоял в том, чтобы любой ценой защитить родную страну. Соответственно, какой неоднозначной предстает война и ее герои в памятнике в Дергачах. Очень приятно видеть, с какой аккуратностью и трепетом жители Дергачей ухаживают за мемориалом, и какой важной частью культурной жизни он стал.

К сожалению, часто приходится слышать, что памятники Великой Отечественной в городах и области одинаковой отливки, иногда говорят, штамповки. Должен сказать, что чаще это не так, хотя и стандартные монументы встречаются. В 60-80-е годы в Саратовской области очень важную роль играла организация, которая называлась Художественный фонд. Там работали художники, разные, скульпторы в том числе. И именно им поручали заказы на монументальные сооружения, если заказчики не стремились выйти к художникам московским или петербургским. В Художественном фонде работали не ремесленники, а художники, и к каждому заказу они подходили особо. Конечно, очередной бюст вождя не особо вдохновлял на творчество, канон был слишком жесткий, а вот памятник погибшим в Великой Отечественной для скульпторов, некоторые из которых сами были фронтовиками, – отдельная история. Заказчикам таких монументов также не хотелось устанавливать абы что, так как часто это были деньги рабочих производств, которые располагались в конкретном городе. То есть в большинстве случаев сами жители выступали заказчиками этих монументов посредством администрации, конечно. Они собирали деньги, помогали в строительстве. Как то было с одним из самых ярких монументов нашей области – с памятником воинам-освободителям на въезде в Перелюб, областной центр Перелюбского района Саратовской области.

Это большая фигура коленопреклоненного солдата с мечом в руках. Установлена она на кургане, насыпанном руками рабочих местных производств. Известно, что они и перечисляли свои деньги на создание скульптуры и сами же помогали строительству. Об этом свидетельствует сам скульптор – Георгий Алексеевич Эпов. Сразу после открытия в 1967 году памятник получил имя – «Алеша», потому что в том же году была впервые исполнена и стала очень популярной песня «Алеша» на музыку композитора Эдуарда Колмановского. Она была вдохновлена памятником советскому солдату, установленным в болгарском городе Пловдиве, и так хорошо подходила перелюбскому монументу, что в честь этой песни его и назвали. Впрочем, даже если бы и песни не было, то неофициальное имя появилось бы, насколько тепло относились и относятся жители к памятнику.


Скульптором перелюбского «Алеши» стал, как я уже сказал, замечательный саратовский автор Георгий Эпов. Фигура выполнена с присущей скульптору аскетичностью и точностью форм. Строго графичный силуэт не допускает лишних деталей. Поза солдата читается со всех ракурсов и с большого расстояния. Монумент не многословный, не показной, но истинно величественный. Фланкируют его памятные доски с именами погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн. С 2000-х годов мемориальный комплекс окружает ограда, которая была сделана руками местных жителей. По рассказам местных, люди приходят к монументу не только в установленные государством даты, но и на выпускной, в день свадьбы, в памятные для себя личные дни. Может, поэтому это место наполнено какой-то особой атмосферой, она располагает к размышлению, оттуда не хочется уходить.

Совершенно без желания приукрасить или как-то  значимости можно сказать, что обозреть все памятники Великой Отечественной в Саратовской области – очень трудная задача. Потому что у каждого из них будет своя история, и вокруг каждого уже сложились свои легенды. Очень радостно также отметить, что, как мне кажется, жизнь этих монументов протекает вне государственного регулирования, не из-под палки, а потому что народ, мы с вами, помним и дорожим нашей памятью. И скульптура, подобная той, о которой в этом выпуске велась речь, этому служит исправно.

И в этот год, как я надеюсь и во многие следующие, около этих памятников соберутся люди, чтобы возложить цветы и поклониться тем, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны.

Подготовка текста К.А. Никитина

 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.