Из прохожего превратиться в зрителя

Подкаст о саратовской скульптуре

Работая над скульптурой иногда годами, автор совершенно точно имел что-то сказать нам. Глядя на памятник, можно задуматься о чем-то своем или подметить детали, которые ранее ускользали от внимания – и из прохожего превратиться в зрителя. Уделить таким образом внимание своему городу, подумать, что он говорит своим видом, почувствовать это, научиться понимать этот язык. Беречь город и его неповторимый облик, который много лет формировался нами

 

Текст подкаста

Здравствуйте! В этом выпуске подкаста о саратовской скульптуре мне бы хотелось поразмышлять о восприятии скульптуры вообще на примере монументальной скульптуры, просто потому что с ней легче встретиться на улицах города.

Меня зовут Артем Трущелев. Я являюсь научным сотрудником Радищевского музея, и сегодня я попытаюсь с точки зрения скорее искусствоведа, нежели краеведа и историка, обратиться к некоторым монументальным сооружениям Саратова и области для того, чтобы показать ход мысли и дать некоторое представление о том, что может рассказать скульптура, что она может дать почувствовать.

В детстве я жил на улице Рахова и очень любил, когда гулял, рассматривать рельеф на здании на углу Рахова и Московской, на здании бывшего завода. Очень интересно было разглядывать эти эмблемы со станками, с этими рабочими. Они воспринимались игрушечными, и манера их, очень упрощенная, уплощенная, игровая несколько, она давала ход такому восприятию. Сегодня, стоя перед этим рельефом, можно сознательно прочесть целую программу производства машиностроительного завода, прочесть послание о замечательных трудовых подвигах этого завода. Но, как мне кажется, очень важно не терять непосредственности восприятия, не отсекать этот игровой момент, это отстранение. Это тоже очень важный опыт. Иначе все памятники Ленину, к примеру, были бы на одно лицо, и стало бы гораздо скучнее жить.  

Монументы, о которых я расскажу в этот раз, безусловно, хороши, но я не ставил себе задачу выбрать лучшее. Не об этом речь. Свое любимое произведение каждый сможет найти сам. А вот немного о том, как его искать, как понять, что нашел, и как взаимодействовать с ним, я поразмышляю сегодня на примере этих трех монументов.

Совсем недалеко от улицы Рахова, в Мирном переулке, в 1997 году был открыт памятник Николаю Ивановичу Вавилову – ученому-генетику, ботанику, селекционеру с мировым именем. Его научные труды не потеряли своего значения и сейчас. Вокруг памятника были посажены березы. Со временем они разрослись и закрыли его своими ветвями, так что прохожему порой трудно увидеть, что этот памятник там есть. Он хоть и поставлен на площади, но не ораторствует и не призывает, для чего обычно ставятся памятники. Он, скорее, создает вокруг себя особое пространство. Это пространство наполнено тишиной и покоем. Я отмечу сразу, что так и было задумано. Монумент выполнен в виде кенотафа. Это надгробный памятник на месте, где нет останков покойного, символическая могила. И, пожалуй, это единственный пример такого монумента в Саратове. И вот, если подойти ближе и войти внутрь ограды, которой обнесен памятник, чтобы защитить его от внешней суеты, то невольно ощущаешь, что что-то произошло с пространством и со временем. Утих шум оживленной площади, спешки нет и уходить не хочется. Первым делом обращаешь внимание на надписи. На постаменте мелко и лаконично: «Вавилов Николай Иванович». А на валунах, которые лежат по сторонам от самой фигуры, цитаты. Первая: «Мне не жаль отдать жизнь ради хоть самого малого в науке». И на другом знаменитое высказывание: «На костер пойдем, гореть будем, но от убеждений своих не откажемся». После этого взгляд опять возвращается к статуе, хочется пристально всмотреться в лицо человека, который так говорил. И, пожалуй, в этот момент начинаешь понимать величину этого человека, важность постамента, который символически и физически возвышает его фигуру. Но общение с этим монументом у каждого, конечно, протекает по-своему. И любая деталь этого сооружения может вдохновить на новые мысли, личные озарения, малые или большие.

Автор памятника – Константин Сергеевич Суминов, скульптор. Он жил с идеей памятника Вавилову более 30 лет. Он стал автором его надгробия на Воскресенском кладбище, бюстов, украшающих аудитории различных учреждений Саратова и России. Такая преданность этой личности происходила от осознания общности людей, пострадавших во время сталинских репрессий. Вавилов, как известно, не был саратовцем, а погиб от пыток и голода в саратовской тюрьме. А семья Константина Сергеевича была раскулачена и сослана в Архангельскую область, что, разумеется, перевернуло жизнь всей его семьи и его в частности. Так что в этом памятнике отразился и этот опыт, опыт автора, и, разумеется, жизнь и жизненная стойкость самого героя монумента.

Таким образом, всего на несколько минут, отвлекшись от суеты и дел, можно в центре Саратова погрузиться в совсем иное пространство мыслей, в другое чувственное измерение, скажем так. Это доступно, может быть очень полезно и совершенно бесплатно.

А теперь можно мысленно переместиться в совсем другое место, ко Дворцу пионеров в Ленинском районе, который стоит на эффектном возвышении метров в 200-та от проспекта Строителей. То сооружение, о котором мне хотелось бы сейчас поговорить, сложно назвать самостоятельным произведением монументальной скульптуры, но формально оно является таковым, хотя в первую очередь тесно связано с лаконичной архитектурой самого Дворца пионеров. Я говорю о скульптуре «Орленок», которая 17-ти метров в высоту. Которую сложно не заметить, даже проезжая по проспекту Строителей мимо. Для сравнения, фигура Ленина на Театральной площади без постамента высотой 9 метров. А «Орленок» является одновременно неотделимой частью здания Дворца пионеров и скульптурой, причем, как мне кажется, все же круглой скульптурой, так как даже формально он отстоит на полтора-два метра от стены здания. Таким образом, стена становится и фоном, и рамой для восприятия скульптуры, причем для не характерного для нее плоскостного восприятия, которое было заложено скульптором Ильей Петровичем Елиным – опытнейшим мастером, автором десятков монументов в Саратовской области.

Дворец пионеров был открыт в 1968 году. О его открытии радостно сообщает передовица газеты «Коммунист», рассказывая, что над оформлением дворца трудилась целая группа художников. Это действительно было так. Но «Орленок», безусловно, первым привлекает всеобщее внимание ко дворцу. Основной помощник Елина в этой работе – графичный, отточенный силуэт «Орленка». Он эмблематичен, упрощен, он «читается» очень быстро, и даже периферическим зрением. Он намеренно превышает уровень плоской крыши здания, так чтобы сильнее выделяться, прорывать верхнюю линию, границу сооружения. К тому же дворец ориентирован фасадом на Запад, и когда вечернее, неповторимо-медное саратовское закатное солнце освещает его, белый «Орленок» буквально горит и отбрасывает синюю тень на само здание. Вероятно, да и скорее всего, именно ради этой тени был сделан этот зазор между зданием и фигурой. И поэтому эту фигуру можно обойти вокруг, что само по себе является очень своеобразным опытом восприятия. Красота этого сооружения не ушла и сейчас, когда уже нет ни пионеров, ни орлят, когда само словосочетание «Дворец пионеров на проспекте Строителей» звучит как анахронизм. Условность этой статуи спасает ее и актуализирует. Это же все-таки фигура ребенка, и ее стремительность, непосредственность, энергичность вышли на первый план. Одно удовольствие созерцать этот небольшой и красивый изгиб пальто, взволнованного ветром или порывистым движением «Орленка». С помощью этого изысканного приема Елин и определяет своего «Орленка» как круглую скульптуру, а иначе ее можно было бы считать несколько необычным, но горельефом, крепко, уже действительно железно, связанным со зданием Дворца пионеров. В общем, это восхитительный пример тесной связи архитектуры и скульптуры и их совместных выразительных возможностей. Впрочем, и возможностей одной только круглой скульптуры достаточно, чтобы выразить самые сложные вещи, изображать не только людей, но и исторический вклад, подвиг, поступок.

В Вольске, на набережной Волги, стоит замечательный памятник. Изваян он из гранита, стоит на возвышении, окружен зелеными елями. На первый взгляд – это какой-то вихрь, который захватил людей в свое сильное, стремительное поле. Считываются лица, части фигур, ружье, патроны, кулаки. Конечно, считывается сильное, буквально предельное напряжение ведущей фигуры. Но на постаменте далеко не сразу замечаешь якорь и цепь. И начинает казаться, что основная форма монумента – не вихревое вращение, а носовая часть корабля, но находится этот корабль в столь же стремительном движении, что и вихрь. Это памятник матросам и бойцам Красной речной флотилии, который был создан Георгием Алексеевичем Эповым в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции.

Когда-то на постаменте памятника была надпись о том, кому этот памятник, но со временем она была утрачена. Красная речная флотилия была образована на Волге моряками, которые вернулись с Балтийского флота. И 14 апреля 1918 года они, отняв суда у волжских судовладельцев, создали свою речную флотилию. В дальнейшем эти моряки, эти бойцы оказали серьезную поддержку установлению власти большевиков в Поволжье. Они играли важную роль в боях против белогвардейцев в Хвалынске, Сызрани и, конечно, в Вольске, где этот памятник и стоит. Но эту информацию находишь позже. А сначала хочется обойти монумент по кругу и посмотреть, как сплетены в нем рассказ о давних событиях, образы матросов и понять, что собой представляет памятник как целое. На этот обход, обзор уходит время и впечатления от героев и вьющегося силуэта памятника наслаиваются друг на друга. Образы защиты и нападения, героизма и смерти, стремление вперед и вневременное оцепенение – все оно высечено в камне в этой скульптуре. И мысли роятся в голове, становится интересно размышлять о памятнике, раскрывать его, обходя, возвращаться, смотреть вблизи и издали. И каждый раз вот эти кадры-ракурсы, которые отпечатаются в памяти, дают особое, индивидуальное восприятие целого. Когда я ходил вокруг этого памятника, я увидел в нем образ времени. Да, я уже знал, что это за монумент, кому он поставлен, читал о нем, но когда своими глазами воспринимал эту динамику, мне показалось, что он далеко выходит за рамки локальной истории и вообще своей темы. Образ, созданный этим большим художником, Георгием Эповым, значительней и глубже внешней стороны событий. Я думаю, что этот монумент посвящен Гражданской войне в целом и времени Гражданской войны, которая в Поволжье протекала очень тяжело и долго, унося тысячи жизней. Неразбериха вихря времени. Вообще, вихрь времени. Какие-то такие ассоциации приходят при взгляде на этот памятник. Эпов просто использовал прием «часть как целое», и, воспользовавшись локальным сюжетом, локальным предлогом, ведь скульптура была ему заказана, и вероятнее всего был конкурс на скульптуру, сделал большое произведение, которое хоть и было вдохновлено неким сюжетом, довольно локальным, может быть, даже малоизвестным истории, смог выразить весь драматизм братоубийственной Гражданской войны. Действительно я считаю это произведение одним из самых значительных в саратовской скульптуре.

Подытоживая, я могу сказать, что каждого в том или ином скульптурном произведении может привлечь нечто свое, а эти монументы я привел лишь как пример. Главное – остановиться, уделить время для молчаливого общения и понимать, что, работая над скульптурой иногда годами, автор совершенно точно имел что-то нам сказать. Глядя на памятник, можно задуматься о чем-то своем или подметить детали, которые ранее ускользали от внимания, и из прохожего превратиться в зрителя. Уделить внимание таким образом своему городу, подумать, что он говорит своим видом, почувствовать это, научиться понимать этот язык. Беречь город и его неповторимый облик, который много лет формировался нами.

Подготовка текста К.А. Никитина

 

©2020 Саратовская скульптура. Артём Трущелёв. СГХМ им. А.Н. Радищева.